Коммерсантъ,
13 сентября 2017 г.
Лечение на вычитание
828 просмотров
Министерство здравоохранения передало в правительство проект Стратегии развития здравоохранения до 2025 года. Проект Минздрава предполагает продолжение подготовительных «структурных преобразований» в здравоохранении до 2019 года для последующего строительства до 2025 года Национальной пациентоориентированной системы здравоохранения. Система, предположительно, будет сочетать в себе все наилучшее, что к тому времени успеют изобрести в медицинской сфере в мире и в России. В Минэкономики относятся к планам Минздрава довольно скептически. Но ключевые идеи Минздрава для системы ОМС — дифференцированный тариф и налоговый вычет на стоимость полиса ДМС — формально одобрены и Минэкономики, и Минфином.
Проект Стратегии развития здравоохранения (СРЗ) после получения всех необходимых согласований в ведомствах 4 сентября 2017 года передан его разработчиком, Минздравом, в правительство — для последующей подготовки указа об утверждении этого документа указом президента. Это один из отраслевых документов второго уровня в установленной в 2014–2016 годах иерархии государственных документов стратегического планирования до 2025 года, такие документы весьма формальны и готовятся ведомствами без большого энтузиазма. В проекте Минздрава, имеющемся в распоряжении “Ъ”, мало актуальной конкретики (так, первые 15 страниц 49-страничного документа посвящены достижениям системы здравоохранения с 2000 года). Тем не менее стратегическое видение Минздравом развития медотрасли до 2025 года последовательно изложено.
Создание Национальной пациентоориентированной системы здравоохранения, провозглашаемой Минздравом центром медреформы, качественных революций в здравоохранении РФ в ближайшие годы не предполагает. Первый ее этап, подготовительный, рассчитан на 2017–2019 годы, в течение него предлагается завершать создание трехуровневой сети медучреждений (сеть первичной помощи, основной уровень региональных и муниципальных клиник, центры высокотехнологичной медицины), завершить перестройку системы подготовки кадров, начать реализацию научно-технических проектов медицины будущего и окончательно отрегулировать взаимодействие частного и государственного сектора здравоохранения под общим руководством Минздрава. К тому моменту, видимо, придется решить и вопрос, избегавший внимания правительства: текущая версия системы обязательного медстрахования (ОМС) финансово беспомощна в чрезвычайных ситуациях, катастрофах, войнах и эпидемиях, нет норм работы в таких событиях и у растущей сети частных клиник.
«Принципиально новые, в том числе управленческие», решения откладываются на второй этап реформы (2020–2025 годы). В его рамках должен быть и полностью раскрыт потенциал Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), и решены вопросы привлечения в здравоохранение дополнительных средств (до 2019 года Минздрав настаивает только на неуменьшении 3,7% ВВП, тратящихся консолидированным бюджетом на медцели), и созданы инновационные медтехнологии.
Последние предполагается и импортировать, и создавать в неописанном «кластере направленного инновационного развития медицинской науки и здравоохранения». Список заявленных Минздравом приоритетов будущего полностью покрывает все, что известно сейчас о новых направлениях в этой сфере — от редактирования генома до новой регенерационной медицины, «микрочиповых и мультиплексных технологий, микрофлюидных устройств… наноконтейнерных систем… создания тканевых и органных эквивалентов», аддитивных технологий и 3D-печати органов, киберпротезов и человеко-машинных интерфейсов, не говоря уже о ядерной медицине.
В описании принципов развития ЕГИСЗ при этом содержится действительно важная идея работы с big data пациентов для управления отраслью, логистикой фармрынка, обучения врачей и оценки качества работы здравоохранения.
Среди относительно новых идей для системы ОМС, которая в описании выглядит в целом неизменной до 2025 года,— долгосрочные (до трех лет) тарифы внутри ОМС на оплату медпомощи, а также ранее уже высказывавшаяся лишь в общем плане идея дифференциации тарифов страховой медицины в зависимости от «профилактической активности» застрахованного. Из проекта напрямую не следует, что речь идет именно об ОМС. Тем не менее общая идея Минздрава в этой сфере — сближение стандартов ОМС и добровольного медицинского страхования (ДМС) с превращением ДМС в стандартизированное дополнение к ОМС. Ведомство Вероники Скворцовой при этом прямо настаивает на том, что при приобретении гражданами продуктов ДМС должно происходить «уменьшение размера налогооблагаемой базы по месту работы» в виде налогового вычета — впрочем, без расчетов.
В последние месяцы и Минфин, и ФНС, и Минэкономики, и Минздрав активно обсуждают возможность развития системы вычетов по НДФЛ в самых разных целях. Так, 11 сентября Минздрав опубликовал проект поправок к Налоговому кодексу, призванный с 2018 года расширить налоговый вычет на стоимость всех лекарств из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (646 препаратов, сейчас вычет разрешен только по узкому правительственному списку 2007 года). По данным “Ъ”, есть идеи и по автоматизации таких вычетов. Но идеи «вычетов на ДМС», несколько лет назад предлагавшиеся страховщиками, резко и бескомпромиссно критиковалась финансово-экономическим блоком правительства.
Сейчас же и Минфин, и Минэкономики проект ведомства Вероники Скворцовой согласовали. Правда, замминистра экономики Савва Шипов в письме о согласовании напомнил Минздраву о переданных ему 19 июля «замечаниях» по стратегии, которые в документе не нашли отражения. Сам же текст «замечаний» показывает, насколько скептично в Минэкономики относятся к идее Национальной пациентоориентированной системы здравоохранения. Так, в них выражается сомнение в том, что «развитие ДМС позволит ускорить развитие инновационных медтехнологий», а сама идея развития ДМС как дополнения к ОМС «требует доработки с учетом возможности принятия решения о создании системы привлечения населения к оплате медуслуг». Кроме этого, констатируют в Минэкономики, из проекта «неясно, какие медуслуги должны быть безусловно бесплатными, а какие безусловно платными». Идеи дифференциации тарифа ОМС и налогового вычета на ДМС, по мнению ведомства, «требуют уточнения и дополнительного обоснования». Но даже замечание Минэкономики о том, что в проекте Минздрава нет даже отдельного раздела «Приоритеты и перспективы развития здравоохранения в РФ», не помешало его одобрить, и теперь документ имеет все шансы в нынешнем виде уйти на подпись к Владимиру Путину.
Ожидаемые Минздравом перспективы реализации всех инноваций в здравоохранении до 2025 года довольно скромны. Это увеличение продолжительности жизни в РФ до 76 лет, снижение смертности в трудоспособном возрасте до 380 на 100 тыс. человек и младенческой смертности до 4,5 на 1 тыс. родившихся живыми. Кроме того, в документ впервые внесены и цели Минздрава по средней продолжительности здоровой жизни в РФ — к 2025 году она должна вырасти до 66 лет.
Дмитрий БУТРИН, Анастасия МАНУЙЛОВА
Вся пресса за 13 сентября 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Добровольное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
28 марта 2025 г.

|
|
genproc.gov.ru, 28 марта 2025 г.
В Крыму прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере автострахования

|
|
Коммерсантъ-Ижевск, 28 марта 2025 г.
Удмуртия вошла в топ-10 регионов по цифровому урегулированию убытков по ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 28 марта 2025 г.
Страхование грузов обновило рекорд по сборам

|
|
Гарант.ру, 28 марта 2025 г.
Убытки за неисполнение обязательств по ремонту ТС не ограничены лимитом страховки

|
|
Медвестник, 28 марта 2025 г.
Можно ли радикально изменить финансирование здравоохранения в России

|
|
Газета.Ru, 28 марта 2025 г.
Страховые компании займутся репатриацией тел погибших при аварии батискафа в Египте

|
|
Финмаркет, 28 марта 2025 г.
В 2024 г. объем средств для оплаты медпомощи по ОМС увеличился на 13,4% до 3,3 трлн руб.

|
|
Газета.Ru, 28 марта 2025 г.
Верховный суд постановил, что убытки по ОСАГО не ограничены страховым лимитом

|
|
NewsProm.Ru, Тюмень, 28 марта 2025 г.
Страховщики считают, что в топ-3 ущерба от паводка войдут Омская, Тюменская области и Якутия

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 марта 2025 г.
Отрасль страхования жизни стабилизируется, поскольку показатели смертности возвращаются к допандемическому уровню

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 28 марта 2025 г.
Названы автобренды-лидеры по количеству застрахованных машин

|
|
Аргументы и факты-Оренбург, 28 марта 2025 г.
В Оренбурге с виновника ДТП и его страховщика взыскали ущерб

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 марта 2025 г.
Кассация: ущерб за погибшее в ДТП дикое животное возмещает страховая компания

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 марта 2025 г.
Страховой рынок меняется на фоне сильных перспектив роста

|
|
ПРАЙМ, 28 марта 2025 г.
Lada стала лидером по числу полисов каско и ОСАГО

|
|
СибМедиа, 28 марта 2025 г.
Тюменские предприниматели стали на 40% чаще страховать бизнес от паводка

|
|
РБК.Тюмень, 28 марта 2025 г.
У тюменского бизнеса вырос спрос на страхование от паводка

|
 Остальные материалы за 28 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|